Играем – фонематический слух развиваем.

13.04.2022

Фонематический слух дает ребенку возможность узнавать и различать звуки родного языка. Отставание в развитии фонематического слуха может привести к нарушению звукопроизношения, искажению звуко-слоговой структуры слова, трудностям при овладении грамматическими нормами языка. Впоследствии эти проблемы могут вызвать трудности при обучении письму и чтению. Поэтому, начинать развивать фонематический слух следует уже в раннем дошкольном возрасте и, обязательно, в игровой форме.

Работать над фонематическим слухом необходимо, соблюдая определенные этапы. 

1(начальный) этап. На этом этапе создается основа для формирования речевого слуха. Задания, предлагаемые на данном этапе, доступны маленьким детям.

  «Угадай звук»

Наполняем мешочки из ткани или пластиковые контейнеры (например, из Киндер-сюрприза) любыми «звучащими» материалами: песком, крупами, скрепками, бусинками. Предлагаем ребенку догадаться по звуку, что лежит внутри.

  «Жмурки». Завязываем малышу глаза и просим найти вас, двигаясь в направлении звука (хлопки, звук погремушки или колокольчика).

  «Веселый карандашик». Даем ребенку в руки карандаш и предлагаем постучать по предметам из разного материала: из дерева, картона, металла, пластмассы.

 

2  этап.

 На данном этапе нужно показать малышу, что человеческая речь может звучать по- разному.

  «Чей голос?». Записываем на диктофон знакомые ребенку голоса (мамы, бабушки, отца, брата или сестры), а также голос самого малыша. Его задача – отгадать, чей голос звучит.

  «Сказка о трех медведях». Читаем сказку о трех медведях ребенку, а затем озвучиваем героев сказки разными голосами. Малыш должен определить, когда говорит мама-медведица, когда – папа- медведь и медвежонок.

  «Спрячемся от волка». Игру проводим под музыку. Ребенок изображает зайчика, который бегает по полянке. Если музыка играет тихо – все спокойно, громко – идет волк, нужно прятаться.

 

3  этап.

 Этот этап более сложный. Ребенок начинает учиться различать слова, похожие по звучанию.

  «Скажи правильно». Показываем малышу картинку и называем ее неверно, заменяя первый звук в слове любым другим. Например, вместо собака – шобака, шапка – чапка и т.д. Ребенок должен повторить правильное слово.Хочу такой сайт

 

4  этап.

 Рассказываем ребенку, что слова бывают короткие и длинные, и что они состоят из слогов.

  «Что лишнее?». Произносим три одинаковых слога, а четвѐртый – похожий: ны-ны-ны-мы, ту-ту-ту-ду. Ребѐнок должен найти «лишний» слог.

  «Повтори!». Произносим слоги, закрыв рот ладошкой или бумажным листом, чтобы ребенок не мог видеть артикуляцию. Просим малыша повторить слоговые ряды: бу-бу-пу, со-зо-со. Если ребенку сложно повторить цепочку из трех слогов, можно начинать с двух.

  «Сосчитай слоги». Произносим слова вместе с ребенком, в медленном темпе, отхлопывая по слогам.


 5 этап.

На данном этапе ребенок учится различать звуки и выделять их в слове.

  «Подбери слово». Всем знакома игра – подбор слов на определенный звук. Кто назовет больше слов, тот и выиграл. Чтобы заинтересовать ребенка, можно за каждое слово давать фишки или наклейки.

  «Выбери картинку». Предлагаем малышу выбрать картинку, чтобы заданный звук находился, например, в начале слова, в середине или в конце (Л – Лампа, мыЛо, стуЛ).

  «Лови звук». Произносим несколько слов, просим ребенка определить, какой звук слышится во всех словах: сумка, мясо, сосна – звук С.

   Учитель- логопед: Леонтьева Татьяна Дмитриевна.

Просмотров всего: , сегодня:

фонематический слух.docx (скачать)

Дата создания: 13.04.2022

Дата обновления: 13.04.2022

Дата публикации: 13.04.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».