Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10 «Родничок» (МБДОУ «Детский сад №10 «Родничок») ПРИНЯТО Педагогическим советом МБДОУ «Детский сад №10 «Родничок» Протокол от «___» _______20__г. №___ УТВЕРЖДЕНО Приказом заведующего МБДОУ «Детский сад №10 «Родничок» от «____» _________ 20__ г. № _______ _____________/И.М. Чистякова ПОЛОЖЕНИЕ о наблюдении за динамикой развития воспитанников Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №10 «Родничок» 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации воспитанников Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №10 «Родничок» (далее Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2013 г. № 1155, Уставом Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 10 «Родничок» (далее - Учреждение) регламентирует порядок организации оценки индивидуального развития детей в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО). 1.2. Настоящее Положение является локальным нормативным актом, регламентирующим деятельность Учреждения по осуществлению образовательной деятельности с обучающимися (воспитанниками). 1.3. Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников Учреждения. 1.4. Положение действует до принятия нового. 2. Цель и задачи оценки индивидуального развития воспитанников 2.1. Цель оценки индивидуального развития воспитанников – оценка эффективности педагогических действий для дальнейшего планирования образовательной длительности 1 с ребенком. 2.2. Задачи оценки индивидуального развития воспитанников: - индивидуализация образования, в том числе поддержка ребенка, построение его образовательной траектории или профессиональная коррекция особенностей его развития; - оптимизация работы с группой детей. 3. Формы проведения диагностики воспитанников 3.1. Освоение образовательной программы дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся (воспитанников). 3.2. При реализации образовательной программы дошкольного образования может проводиться оценка индивидуального развития детей. 3.3. Оценка индивидуального развития детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО осуществляется в форме педагогической диагностики. 3.4. Цель педагогической диагностики-оценка эффективности педагогических действий для дальнейшего планирования образовательной диагностики с ребенком. Такая диагностика проводится педагогическими работниками. 4. Организация проведения оценки индивидуального развития воспитанников 4.1. Оценка индивидуального развития (педагогическая диагностика) воспитанника проводится в октябре и апреле. Обследование проходит в режиме работы учреждения, без специально отведенного для него времени, посредством бесед, наблюдений, индивидуальной работы с детьми. 4.2. Оценка достижения детьми планируемых результатов освоения программы осуществляется по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. Авторы – составители Н.Н. Гладышева, С.Н. Новокщёнова. 4.3. Выбор методов осуществляется педагогами самостоятельно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. 4.4. Оценка индивидуального развития (педагогическая диагностика) проводится по образовательным областям: физическое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие. 4.5. Данные, полученные в результате оценки индивидуального развития, являются профессиональным материалом педагога и не подлежат проверке в процессе контроля и надзора. 5. Ответственность педагогов 5.1. Педагогические работники Учреждения несут персональную ответственность за неразглашение и передачу результатов, полученных в ходе оценки индивидуального развития детей посторонним лицам. 2 Приложение Индивидуальная карта учёта динамики развития ребенка Фамилия, имя, отчество ребенка: _______________________________________________ Дата рождения: ______________________________________________________________ Домашний адрес: _____________________________________________________________ Контактные телефоны: ________________________________________________________ Дата поступления в ДОУ: ______________________________________________________ Дата выхода из ДОУ: ______________ причина: ___________________________________ Сведения о родителях: мать: ________________________________________________________________________ отец: ________________________________________________________________________ Данные о состоянии здоровья ребенка, заполненные со слов родителей Плоскостопие Нарушение осанки Нарушение зрения Нарушение слуха Нарушение речи Нарушение опорнодвигательного аппарата Антропометрические показатели Возраст Рост Вес Маркировка 3 год жизни 4 год жизни 5 год жизни 6 год жизни 7 год жизни 3 Группа раннего возраста (1,6 до 3 лет) Образовате льная область Сроки Показатели X IV Может играть рядом, не мешать другим детям, подражать действиям сверстника и взрослого. Проявляет интерес к совместным играм со сверстниками и взрослым Общается в диалоге с воспитателем. Может поделиться информацией, пожаловаться на неудобство и действия сверстника. Обращается с речью к сверстнику Социально- Следит за действиями героев кукольного театра. Рассматривает коммуникат иллюстрации в знакомых книжках ивное Слушает стихи, сказки, небольшие рассказы без наглядного развитие сопровождения Наблюдает за трудовыми процессами воспитателя в уголке природы. Выполняет простейшие трудовые действия Проявляет отрицательное отношение к порицаемым личностным качествам сверстников. Проявляет элементарные правила вежливости Итоговый показатель (среднее значение) Знает свое имя. Называет предметы ближайшего окружения, имена членов своей семьи и воспитателей Осуществляет перенос действий с объекта на объект, использует предметы-заместители Узнает и называет игрушки, некоторых домашних и диких животных, некоторые овощи и фрукты Познаватель Имеет элементарное представление о сезонных явлениях, смене ное дня и ночи развитие Узнает шар и куб, называет размер (большой-маленький) Группирует однородные предметы, выделяет один и много Умеет по словесному указанию взрослого находить предметы по назначению, цвету, размеру Проявляет интерес к книгам, к рассматриванию иллюстраций Итоговый показатель (среднее значение) Сопровождает речью игровые и бытовые действия По просьбе взрослого проговаривает слова Отвечает на простейшие вопросы («Кто?», «Что?», «Что делает?») Речевое развитие Может рассказать об изображенном на картинке, об игрушке, о событии из личного опыта Итоговый показатель (среднее значение) Различает основные формы конструктора. Со взрослым сооружает постройки Художестве Знает назначение карандашей, фломастеров, красок и кисти, ннопластилина эстетическо Создает простые предметы из разных материалов, обыгрывает е развитие совместно со взрослым Узнает знакомые мелодии, вместе с взрослым подпевает в песне 4 Физическое развитие № музыкальные фразы Проявляет активность при подпевании, выполнении танцевальных движений Умеет выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук Умеет извлекать звуки из музыкальных инструментов: погремушки, бубен Итоговый показатель (среднее значение) Проявляет навыки опрятности, пользуется индивидуальными предметами гигиены (носовым платком, полотенцем, расческой, горшком) Умеет принимать жидкую и твердую пищу. Правильно использует ложку, чашку, салфетку Умеет ходить и бегать, не наталкиваясь на других детей. Проявляет желание играть в подвижные игры Может прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперед Умеет брать, держать, переносить, класть, бросать, катать мяч Умеет ползать, подлезать под натянутую веревку, перелезать через бревно, лежащее на полу Итоговый показатель (среднее значение Сроки Сводная таблица: X IV Итог Динамика на апрель 1 Физическое развитие → 2 Социально-коммуникативное развитие → 3 Познавательное развитие → 4 Речевое развитие → 5 Художественно-эстетическое развитие → 5 Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет) Образовате льная область Сроки Показатели X IV Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе Понимает социальную оценку поступков сверстников или героев литературных произведений Социально- Имитирует мимику движения, интонацию героев литературных коммуникат произведений ивное Принимает на себя роль, объединяет несколько игровых действий развитие в единую сюжетную линию Способен придерживаться игровых правил в дидактических играх Разыгрывает самостоятельно и по просьбе взрослого отрывки из знакомых сказок Итоговый показатель (среднее значение) Знает своё имя и фамилию, и имена родителей Рассматривает иллюстрированные издания детских книг, про являет интерес к ним Ориентируется в помещениях детского сада, называет свой город (село) Знает и называет некоторые растения и животных, их детёнышей, игрушки Правильно определяет количественное соотношение двух групп Познаватель предметов, понимает конкретный смысл слов: «больше», ное «меньше», «столько же» развитие Различает круг, квадрат, треугольник, предметы имеющие углы и круглую форму Умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме Речевое развитие Художестве нноэстетическо е развитие Понимает смысл обозначений: вверху-внизу, впереди-сзади, слева-справа, на, над-под, верхняя-нижняя. Различает день-ночь, зима-лето Итоговый показатель (среднее значение) Рассматривает сюжетные картинки, способен кратко рассказать об увиденном Отвечает на вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения Использует все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами Чётко произносит все гласные звуки, определяет заданный гласный звук из двух Итоговый показатель (среднее значение) Знает, называет и правильно использует детали строительного материала. Изменяет постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими Изображает/ создаёт отдельные предметы, простые по 6 Физическое развитие № композиции и по содержанию сюжеты, используя разные материалы Создаёт изображения предметов из готовых фигур, украшает заготовки из бумаги разной формы Слушает музыкальные произведения до конца. Узнаёт знакомые песни, поёт не отставая и не опережая других Умеет выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами Различает и называет музыкальные инструменты: металлофон, барабан. Замечает изменения в звучании (тихо-громко) Итоговый показатель (среднее значение) Владеет простейшими навыками поведения во время еды, умывания Приучен к опрятности, замечает и устраняет непорядок в одежде Умеет ходить и бегать, сохраняя равновесие, в разных направлениях по указанию взрослого Может ползать на четвереньках, лазать по лесенке-стремянке, гимнастической стенке произвольным способом Энергично отталкивается в прыжках на двух ногах, прыгает в длину с места Катает мяч в заданном направлении с расстояния, бросает мяч двумя руками от груди, из-за головы; ударяет мячом об пол, бросает вверх и ловит; метает предметы правой и левой руками Итоговый показатель (среднее значение Сроки Сводная таблица: X IV Итог Динамика на апрель 1 Физическое развитие → 2 Социально-коммуникативное развитие → 3 Познавательное развитие → 4 Речевое развитие → 5 Художественно-эстетическое развитие → 7 Средняя группа (от 4 до 5 лет) Образовате льная область Сроки Показатели X IV Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе Понимает социальную оценку поступков сверстников или героев иллюстраций, литературных произведений, эмоционально откликается Понимает значение слов, обозначающих состояние, этические Социальнокачества, эстетические характеристики коммуникат Имеет представления о мужских и женских профессиях ивное Проявляет интерес к кукольному театру, выбирает развитие предпочитаемых героев, может поддерживать ролевые диалоги Готовит к занятиям свое рабочее место, убирает материалы по окончанию работы Понимает роль в игре со сверстниками, проявляет инициативу в игре, может объяснить сверстнику правило игры Итоговый показатель (среднее значение) Знает свое имя и фамилию, адрес проживания, имена родителей Рассматривает иллюстрированные издания детских книг, проявляет интерес к ним Знает о значении солнца, воздуха, воды для человека Ориентируется в пространстве (на себе, на другом человеке, от предмета на плоскости) Называет диких и домашних животных, одежду, обувь, мебель, Познаватель посуду, деревья Сравнивает количество предметов в группах до 5 на основе счета, ное развитие приложением, наложением Различает круг, квадрат, треугольник, прямоугольник Умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме, назначению Понимает смысл слов «утро», «день», «вечер», «ночь», определяет части суток, называет времена года, их признаки, последовательность Итоговый показатель (среднее значение) Рассказывает о содержании сюжетной картинки, в том числе по опорной схеме. Может повторить образцы описания игрушки Имеет предпочтение в литературных произведениях. Проявляет эмоциональную заинтересованность в драматизации знакомых сказок. Может пересказать сюжет литературного произведения, Речевое заучить стихотворение наизусть развитие Определяет первый звук в слове. Умеет образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами Поддерживает беседу, использует все части речи. Понимает и употребляет слова-антонимы Итоговый показатель (среднее значение) 8 Художестве нноэстетическо е развитие Физическое развитие № Способен преобразовывать постройки в соответствии с заданием взрослого, проявляет интерес к конструктивной деятельности, в том числе к поделкам из бумаги Правильно держит ножницы и умеет ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник); вырезать круг из квадрата, овал – из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы Изображать предметы путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, приклеивания, использование разных материалов. Объединяет предметы в сюжеты Имеет предпочтение в выборе муз. произведения для слушания и пения. Выполняет движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения Умеет выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному в парах. Может выполнять движения с предметами Узнает песни по мелодии. Может петь протяжно, четко произносить слова; вместе с другими детьми – начинать и заканчивать пение Итоговый показатель (среднее значение) Знает о значении здоровья утренней гимнастики, закаливания, соблюдения режима дня Соблюдает элементарные правила личной гигиены, опрятности Умеет самостоятельно одеваться и раздеваться, убирает одежду и обувь в шкафчик Ловит мяч на расстоянии. Метает мяч разными способами правой и левой руками, отбивает о пол Строится по заданию взрослого в шеренгу, в колонну по одному, парами, в круг Определяет положение предметов в пространстве, умеет двигаться в нужном направлении, находит правую и левую руку Итоговый показатель (среднее значение Сроки Сводная таблица: X IV Итог Динамика на апрель 1 Физическое развитие → 2 Социально-коммуникативное развитие → 3 Познавательное развитие → 4 Речевое развитие → 5 Художественно-эстетическое развитие → 9 Старшая группа (от 5 до 6 лет) Образовате льная область Сроки Показатели X IV Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе Может дать нравственную оценку своим и чужим поступкам/ действиям Понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние» этические качества, эстетические Социальнохарактеристики коммуникат Понимает скрытые мотивы поступков героев литературных ивное произведений, эмоционально откликается развитие Выполняет обязанности дежурного по столовой, уголку природы Имеет предпочтение в игре, выборе видов труда и творчества Проявляет интерес к совместным играм со сверстниками, в том числе игры с правилами, сюжетно-ролевые игры; предлагает варианты развития сюжета, выдерживает принятую роль Итоговый показатель (среднее значение) Знает свои имя и фамилию, адрес проживания, имена и фамилии родителей, их профессии Знает столицу России. Может назвать некоторые достопримечательности родного города/поселения Знает о значении солнца, воздуха, воды для человека Ориентируется в пространстве (на себе, на другом человеке, от предмета, на плоскости) Называет виды транспорта, инструменты, бытовую технику. Познаватель Определяет материал (бумага, дерево, металл, пластмасса) ное Правильно пользуется порядковыми количественными числиразвитие тельными до 10. уравнивает 2 группы предметов (+1 и-1) Различает крут, квадриг, треугольник. прямоугольник, овал. Соотносит объемные и плоскостные фигуры Вы клады наст ряд предметов по длине, ширине, высоте, сравнивает на глаз, проверяет приложением и наложением Ориентируется во времени (вчера — сегодня — завтра; сначала — потом). Называет времена года, части суток, дни недели Итоговый показатель (среднее значение) Имеет предпочтение в литературных произведениях, называет некоторых писателей. Может выразительно, связно и последовательно рассказать небольшую сказку, может выучить небольшое стихотворение Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям стихотворение. Составляет по образцу рассказы по сюжетной Речевое картине, по серии картин, относительно точно пересказывает развитие литературные произведения Определяет место звука в слове. Сравнивает слова по длительности. Находит слова с заданным звуком Поддерживает беседу, высказывает свою точку зрения, согласие/несогласие, использует все части речи. Подбирает к существительному прилагательные, умеет подбирать синонимы 10 Художестве нноэстетическо е развитие Физическое развитие № Итоговый показатель (среднее значение) Способен конструировать по собственному замыслу. Способен использовать простые схематические изображения для решения несложных задач, строить по схеме, решать лабиринтные задачи Правильно держит ножницы, использует разнообразные приемы вырезания Создаёт индивидуальные и коллективные рисунки, сюжетные и декоративные композиции, используя разные материалы и способы создания, в т.ч. по мотивам народно-прикладного творчества Различает жанры муз. произведений, имеет предпочтения в слушании муз. произведений. Может ритмично двигаться, но характеру музыки, самостоятельно инсценирует содержание песен, хороводов, испытывает эмоциональное удовольствие Умеет выполнять танцевальные движения (поочередное выбрасывание ног в прыжке, выставление ноги на пятку в полуприседе, шаг е продвижением вперед и в кружении) Играет на детских муз. инструментах несложные песни и мелодии; может петь в сопровождении муз. инструмента Итоговый показатель (среднее значение) Знает о важных и вредных факторах для здоровья, о знамении для здоровья утренней гимнастики, закаливании, соблюдения режима дня Соблюдает элементарные правила личной гигиены, самообслуживания, опрятности Умеет быстро и аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдает порядок в шкафчике. Умеет лазать по гимнастической стенке, прыгать в длину с места, с разбега, в высоту с раз- бега, через скакалку Умеет перестраиваться в колонну но трое, четверо, равняться, размыкаться, выполнять повороты в колонне Умеет метать предметы правой и левой руками в вертикальную и горизонтальную цель, отбивает и ловит мяч Итоговый показатель (среднее значение Сроки Сводная таблица: X IV Итог Динамика на апрель 1 Физическое развитие → 2 Социально-коммуникативное развитие → 3 Познавательное развитие → 4 Речевое развитие → 5 Художественно-эстетическое развитие → 11 Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет) Образовате льная область Сроки Показатели X IV Внимательно слушает взрослого, может действовать по правилу и образцу, правильно оценивает результат Знает и соблюдает правила поведения в общественных местах, в т.ч. на транспорте, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе Может дать нравственную оценку своим и чужим поступкам/ действиям, в том числе изображенным Может определить базовые эмоциональные состояния партнеров по общению в т.ч. на иллюстрации. Эмоционально откликается на переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок и Социально- историй, мультфильмов и художественных фильмов, кукольных коммуникат спектаклей Имеет предпочтение в игре, выборе видов труда и творчества, ивное может обосновать свой выбор развитие Договаривается и принимает роль в игре со сверстниками, соблюдает ролевое поведение, проявляет инициативу в игре, обогащает сюжет Оценивает свои возможности, соблюдает правила и преодолевает трудности в играх с правилами, может объяснить сверстникам правила игры Следит за опрятностью своего внешнего вида. Не нуждается в помощи взрослого в одевании/ раздевании, приеме пищи, выполнении гигиенических процедур Итоговый показатель (среднее значение) Проявляет познавательный интерес в быту и в организованной деятельности, ищет способы определения свойств незнакомых предметов Знает свое имя и фамилию, страну и адрес проживания, имена и фамилии родителей, их место работы и род занятий, свое близкое окружение Знает герб, флаг, гимн России, столицу. Может назвать некоторые государственные праздники и их значение в жизни граждан России. Может назвать некоторые достопримечательности родного Познаватель города/ поселения ное Имеет представление о космосе, планете Земля, умеет наблюдать развитие за Солнцем и Луной как небесными объектами, знает о их значении в жизнедеятельности всего живого на планете (смена времени года, смена дня и ночи Знает и называет зверей, птиц, пресмыкающихся, земноводных, насекомых Количественный и порядковый счет в пределах 20, знает состав числа до 10 из единиц и из двух меньших (до 5) Составляет и решает задачи в одно действие на «+», пользуется цифрами и арифметическими знаками Знает способы измерения величины: длины, массы. Пользуется условной меркой 12 Речевое развитие Художестве нноэстетическо е развитие Физическое развитие Называет отрезок, угол, круг, овал, многоугольник, шар, куб, проводит их сравнение. Умеет делить фигуры на несколько частей и оставлять целое Знает временные отношения: день – неделя – месяц, минута – час (по часам), последовательность времени года и дней недели Итоговый показатель (среднее значение) Называет некоторые жанры детской литературы, имеет предпочтение в жанрах воспринимаемых текстов, может интонационно выразительно продекламировать небольшой текст Пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения, составляет по плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетной картине Различает звук, слог, слово, предложение, определяет их последовательность При необходимости обосновать свой выбор употребляет обобщающие слова, синонимы, антонимы, сложные предложения Итоговый показатель (среднее значение) Знает некоторые виды искусства, имеет предпочтение в выборе вида искусства для восприятия, эмоционально реагирует в процессе восприятия Знает направления народного творчества, может использовать элементы в театрализованной деятельности Создает модели одного и того же предмета из разных видов конструктора и бумаги (оригами) по рисунку и словесной инструкции Создает индивидуальные и коллективные рисунки, сюжетные и декоративные композиции, используя разные материалы и способы создания Может ритмично Правильно пользуется ножницами, может резать по извилистой линии, по кругу, может вырезать цепочку предметов из сложенной бумаги Умеет выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, испытывает эмоциональное удовольствие Исполняет сольно и в ансамбле на детских муз. инструментах несложные песни и мелодии: может петь в сопровождении муз. инструмента, индивидуально и коллективно Итоговый показатель (среднее значение) Знает о принципах здорового образа жизни (двигательная активность, закаливание, здоровое питание, правильная осанка) и старается их соблюдать Называет атрибуты некоторых видов спорта, имеет предпочтение в выборе подвижных игр с правилами Выполняет ОРУ по собственной инициативе, согласует движения рук и ног Умеет прыгать в длину с места, с разбега, в высоту с разбега, через скакалку Умеет перестраиваться в 3-4 колонны, в 2-3 круга на ходу, в 2 шеренги после пересчета, соблюдает интервалы в передвижении Умеет метать предметы правой и левой руками в вертикальную и горизонтальную цель, в движущуюся цель, отбивает и ловит мяч Итоговый показатель (среднее значение 13 № Сроки Сводная таблица: X IV Итог Динамика на апрель 1 Физическое развитие → 2 Социально-коммуникативное развитие → 3 Познавательное развитие → 4 Речевое развитие → 5 Художественно-эстетическое развитие → Оценка уровня развития 1 балл – ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает; 2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки; 3 балла – ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого все параметры оценки; 4 балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки; 5 баллов – ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно. Условные обозначения: 2 (средний показатель 5 – 3,8) – показатель сформирован 1 (средний показатель 3,7 – 2.3) – показатель формируется 0 (средний показатель 2,2 - 2) – показатель не формируется 14